Планы наши поменялись. Изначально мы намеревались прибыть в Порт-Байкал на Комете, переночевать там в палатках, и наутро присоединиться к экскурсии по КБЖД. Теперь же мы были в Иркутске и до Порт-Байкала нам надо еще было добраться. Нужную маршрутку мы нашли быстро. Сели — поехали. По дороге я удивился большому числу сотрудников ДПС, стоявших вдоль обочины. Даже мои немецкие товарищи обратили на это внимание. Такого я никогда не видел — постовые стояли на каждом ответвлении с дороги! Мы даже пошутили, наверное, их собрали со всего города и области! В Листвянке маршрутка высадила нас несколько дальше, чем было нужно. Мы пошли по набережной обратно в сторону причала. Листвянка — это курортное местечко. Вдоль дороги тянутся коттеджи и гостиницы с видом на Байкал. В нескольких километрах от сюда правительство решило построить горнолыжный центр.
На дороге почему-то скопилась пробка. Посмотрев вперед я понял причину наличия такого большего числа лиц в погонах — кто-то приехал. Возле пристани, у которой красовался большой белый теплоход, сотрудники ДПС перегородили дорогу, милиция не пускала и пешеходов. Вдали виднелся кортеж из нескольких автомобилей. И лишь когда группа из кортежа села в теплоход и тот отошел на некоторое расстояние (в сопровождении нескольких катеров, стоит отметить!), движение возобновилось. Вечером из новостей мы узнали, что это приезжал товарищ премьер обследовать на батискафе дно Байкала возле Целлюлозно-бумажного комбината.
.
На пирс мы пришли во время. Наш паром еще не ушел, но было столько народа, что всех перевезли лишь за два рейса. Пока мы ждали второй очереди, я смотрел на противоположный берег озера. Несколько недель назад мы проезжали вдоль этих синих гор, там, вдалеке... И даже не верится, что такое расстояние мы преодолели сами, на велосипеде, без моторчика!!
Но вот мы перебрались через исток Ангары и прибыли в Порт-Байкал — небольшой поселок, начало и конец современной трассы КБЖД. Чем же так примечательна сия дорога, что столько туристов со всего света стремятся прокатиться по ней? Кругобайкалку называют «Золтой пряжкой транссибирской дороги». Пряжка, потому что она связала два участка «транссиба», восточный и западный. А золотая, потому что по стоимости она примерно равняется стоимости строительства всей Транссибирской дороги! На 90 км действующего участка расположены 38 тоннелей, 15 каменных и 3 железо-бетонных галереи, 248 мостов и виадуков и 268 подпорных стенок. Это настоящий памятник инженерного искусства! Дорога проходит прямо вдоль северного побережья южной оконечности Байкала, прорезая горы и пересекая реки. Раньше дорога шла от самого Иркутска вдоль Ангары до Байкала, и далее по берегу. Однако после строительства Иркутской ГЭС, река вышла из берегов и затопила ангарский участок, от Иркутска до Слюдянки проложили новую ветку.
Сейчас же участок дороги от Слюдянки до станции Байкал (Порт-Байкал) служит лишь для развлечения туристов. По нему ходят три поезда: дорогой (с интерьерами а-ля XIX век), средний и «мотаня». Последний был ласково прозван так местными жителями и туристами, за то что его действительно «мотает» по путям из стороны в сторону.
Мы заняли место в своем «среднем» поезде и отправились в путь. Во время поездки экскурсовод рассказывает историю строительства Кругобайкалки, разные интересные факты и истории. На самых главных станциях поезд делает остановки, где пассажиры могут выйти, погулять, сфотографироваться на фоне достопримечательностей. После самого длинного тоннеля (777,5 м) поезд делает часовую остановку на станции Половинная. Тут можно сытно отобедать у гостеприимной хозяйки или же покупаться в теплой тихой бухте. После самого длинного тоннеля следует самый короткий — тоннель любви. Его длина всего около 15 метов, и, когда поезд проезжает сквозь него, нужно загадать желание!
Рассказывать про всю КБЖД я не буду. Это отдельная история. В любом случае, если будете на Байкале, обязательно прокатитесь по ней, а если будет время и желание, лучше пойти пешком, неспеша.
Кстати, попасть сюда можно лишь по воде или по железнодорожным путям. (если не считать вертолетную площадку на территории базы отдыха РЖД, где как-то отдахыл Б.Н. Ельцын, Г. Шрёдер и др.). Поэтому я был сильно удивлен, увидев рядом с домами некоторых местных жителей машины. Зачем они им тут?! И лишь через некоторое время меня осенило! Зимой-то лед замерзает и они передвигаются на автомобилях по льду!
.
Путешествие по КБЖД заканчивалось в Слюдянке — там, где начиналось наше велопутешествие по Байкалу. Очень символично! Мы проехали Култук и увидели издали тот серпантин, с которого около трех недель назад мы впервые взглянули на Байкал! На прощание на вокзале в Слюдянке был куплен омуль. Нас ждал праздничный ужин. До Иркутска поезд шел почти без остановок.
Немцы везли свои велосипеды в картонных коробках, в которых байки приходят в магазин. В самом начале путешествия по прибытию в Иркутск встал вопрос, что же делать с этими коробками. Я предложил их выкинуть, а после, когда вновь вернемся сюда, зайти в веломагазин (благо, я заранее посмотрел их адреса в Интернете), и попросить две пустые коробочки. Но мои друзья испугались, что тут не будет коробок, и решили сдать их в камеру хранения вокзала... Дело, конечно, хозяйское. Но коробочки их дождались, все двадцать с лишним дней!
3+4+5.08.
Иркутск
Вот наш Тур и подошел к концу. За плечами лежали более 1200 км, которые насчитал наш велокомпьютер. Оставалось два дня в Иркутске на отдых, прогулки, сборы. Мы бродили по городу, смотрели дома и церкви, сидели на берегу Ангары, посетили городской рынок. Как-то мы заглянули в интернет-кафе. Томас по традиции сел писать очередную путевую заметку для немецкой газеты. Приложил к письму несколько фотографий. Вечером Гельмут звонит домой в Германию, спрашивает, получили ли там фотографии. Говорят, да, спасибо, очень красивые, текста вот только нет почему-то.... Тут Томас призадумался. Оказалось, он забыл прикрепить к письму самое главное — файл с текстом)) На следующий день мы вернулись в интернет-кафе, долго ждали, пока освободится тот компьютер, за которым работал Томас, но наши надежды не оправдались — корзина была чиста! Пришлось бедному Томасу заново набирать статью!
.
5го утром Гельмут и Томас уехали в аэропорт, откуда полетели в Москву, а потом домой. Мой поезд отправлялся лишь в 6 вечера, поэтому я собрал вещи и поехал кататься по городу. Посмотрел детскую железную дорогу, встретился с местным триалистом, доехал с ним до Иркутской ГЭС и ледокола Ангара, а затем уже отправился на вокзал. Впереди меня ждали четыре дня в поезде и возвращение домой.
Без этих людей все было бы иначе! В первую очередь хочу поблагодарить Гельмута, за то, что ему исполнилось 60 лет! Ведь именно это послужило толчком для поездки! Спасибо Томасу за хороший темп и горячий чай, спасибо компании Stark за велосипед, спасибо Trial-Construction, спасибо Алексееву Юрию за мягкий коврик и теплый спальник, спасибо Тоткайло Сергею за палатку, спасибр Абросимову Павлу за горелку, спасибо Кукушкину Ивану за велочехол, спасибо Почте России, что она всем доставляла мои открытки, спасибо компании поезда 339 за обратную дорогу, спасибо Вам, за то что Вы прочитали этот рассказ!