+7(921)755-00-10

info@trial-ru.ru

ГлавнаяНовости

24.12.2009

Die Tour vom Baikal — или на велосипеде от медведей вокруг Байкала!

Введение:
Роман длинный, в четырех томах. Поэтому отложите в сторону все дела, отключите телефон, сядьте поудобнее и начните читать!
Желающие могут сразу перейти в фотогалерею (см. оглавление)



Оглавление:
Перейти ко Второй части
Перейти к Третьей части
Перейти к Четвертой части
Фотогалерея



«Поехали!» © Ю.Гагарин

Пока мои товарищи трудились в Петербурге, я отправился в вело-путешествие по байкальской земле. Пару лет назад я решил, что обязательно съезжу на Байкал. Но то, что это получится так быстро, я и не предполагал! Поэтому сперва скажу несколько слов о том, как возникла идея похода.

Один мой немецкий друг, Гельмут Мауер (Helmut Mauer), хозяин веломагазина и заядлый велосипедист, два года назад поведал мне о своих планах. Он хотел в год своего 60-летия поехать на велосипеде по Байкалу. Во время того разговора я не отнесся серьезно к его словам, человек и в России-то не был не разу, а тут сразу на Байкал хочет. Но зимой мне пришло от Гельмута письмо: «Мы едем летом на Байкал. Ты нам нужен. Ты с нами?» Чего тут думать-то?!

Теперь представлю нашу «команду»:
  • Итак, основным «виновником торжества» был Гельмут, 60 лет, хозяин велосипедного магазина (http://baikschopp.de) в г. Кассель, Германия. Велосипедист до глубины души, изобретатель, закоренелый оптимист, всегда в отличном настроении, всегда излучает позитив! Без ума от желтого цвета («10-21 Rahl»)
  • Вместе с Гельмутом поехал его друг из Касселя, Томас Хан (Thomas Hahn), 51 год. Томас работает в институте г. Кассель, занимается расчетами на прочность мостов, зданий и т.д. Заядлый спортсмен. В 2004 году он стал чемпионом мира среди ветеранов по дуатлону. Это как триатлон, только без плавания — бег, велосипед, бег. Томас был нашим локомотивом — ехал первым, разрезал воздух и задавал темп. С чрезмерной немецкой аккуратностью Томас разрабатывал маршруты на каждый день, выверял протяженность, рельеф, перепады высот и крутизну подъемов.
  • Ну и третий участник команды, автор данной статьи, Леонид Жуков, 24 года. На самом деле я, как триалист, уже очень давно не видел вживую велосипед с седлом, и тем более на нем не сидел, и уж точно не путешествовал с сумками на багажнике. Поэтому сперва я немного волновался, как же пройдет поездка.

Теперь кратко поведаю о технике.
Я путешествовал на серийном байке Stark Surfer Marathon. На велосипеде все компоненты стояли родные. Единственное, я заменил педали на контактыне Shimano M520, поставил крылья и багажник. Велосипед я собрал всего за месяц до отъезда и даже не успел как-то толком подготовиться к туру — соревнования, учеба, работа, со временем была беда.
Скажу наперед, что велосипед отработал очень хорошо и ни разу не подвел меня! Он терпеливо переносил все тяготы и лишения, нес на себе килограммы багажа, проворно забирался в подъемы и послушно спускался с гор. Единственное, можно было бы поменять резину — тяжелая агрессивная Kenda Nevegal 2,1 все-таки не лучший выбор для асфальта. Накат у немцев, которые ехали на Continental Race King 2,0, был куда лучше. Да и износ у покрышки меньше.
Вес велосипеда с багажником и прочими приспособлениями составил 13,3 кг. Мой багаж состоял из двух раздельных сумок ПИК 99 на 40 литров, палатки Bask, самонадувающегося коврика (вместе около 21,541 кг) и небольшого вело-рюкзака на спине (примерно 5 кг).Надо сказать, что сумки ПИК 99 оказались не очень практичными в использовании. Мне понадобилось несколько дней, чтобы приспособиться одному без сторонней помощи одевать их на багажник. Во время езды приходилось периодически подтягивать ремни, а если собирался дождь — распаковывать защитный чехол. Отработали на троечку. Единственное их преимущество, даже не цена, а то, что они продаются на нашем рынке.
Безусловный лидер в этой области — сумки Ortlieb, которые использовали мои немецкие друзья. Потрясающая по простоте и продуманности конструкция! Сумки изготовлены из водонепроницаемого материала, швы проклеены, герметичный клапан, мы даже оставляли их ночью у палатки под поджем. Но самое интересное — это система крепления на багажнике! Она состоит из двух захватов, которые держат сумку на верхней горизонтальной направляющей багажника, и хомута в нижней части сумки, который не позволяет ей смещаться вперед/назад и опрокидываться в поворотах. Крепеж необходимо один раз настроить при помощи шестигранника, и потом можно про него забыть! Взяли сумку за ручку — захваты открылись, одели сумку на багажник, отпустили ручку — захваты закрылись, сумка надежно сидит! Все просто и гениально! Разница в цене в два раза полностью оправдана, Ortlieb того стоит!
Но пора уже заканчивать со вступлением, надо переходить к делу!



.

И так, мои друзья прилетели 8.07 в Москву в Домодедово, где я их и встретил. По дороге обратно нас не пустили с коробками в метро. Контролерша закрыла собой турникеты и ни в какую не хотела нас пропускать, хоть багаж и был оплачен. Пришлось искать такси, а с двумя коробками с велосипедами и тремя людьми это не так-то и просто. Но мы нашли. Представьте себе — VW Passat универсал, задние сиденья сложены, там лежат друг на друге две велокоробки, Гельмут спереди, а я с Томасом сзади по бокам придавлены дверьми!



Поезд в Иркутск отправлялся лишь на следующий вечер, поэтому остановились у моего друга, Пети Грина, который нас любезно приютил. Утром отправились гулять по первопрестольной. После Красной площади сводил немецких друзей на ... велорынок в Сокольники! Вот вам и первые колоритные впечатления: мало того, что тут детали продают чуть ли не как картошку килограммами, так еще условия работы не соответствуют никаким немецким стандартам!



Поезд N002 «Россия» Москва-Владивосток отправлялся в 21:25 с Ярославского вокзала (фото) Поезд фирменный и весьма комфортабельный, но не лишен некоторых недостатков. Так, например, над входом в купе висел LCD-телевизор, который на половину перекрывал доступ к полке для багажа. Велосипеды туда никак не помещались. Пришлось в срочном порядке «решать» этот вопрос с начальником багажного вагона. В коридоре висело электронное табло, на котором высвечивался номер вагона, время, температура... Время не соответствовало ни одному часовому поясу, который мы проезжали, а температура порой доходила до 61 градуса! Хорошо, что только на табло, а не в реальности. Но в общем поезд был очень приятный.



Немцы очень хорошо подготовились к путешествию. Еще до старта Томас прислал мне план на каждый день, где был детально проработан маршрут, с картой, с длинной дистанции, и даже с рельефом и перепадом высот! Но больше всего в дороге нам помогал путеводитель «Baikal-See und Region» немецких авторов Heike Mall и Roger Just. Они несколько лет в Иркутске, объездили весь Байкал и составили очень подробный и полезный путеводитель, в котором рассказывается о каждом, маломальски интересном местечке, приведены карты городов, полезная информация о достопримечательностях, инфраструктуре и проживании.




13.07 после 4х дней и 5ти ночей пути мы прибыли в Иркутск.
Распаковали велосипеды, закрепили сумки, надели рюкзаки и тронулись. Первым делом мы отправились в тур-бюро, чтобы купить билеты на Кругобайкальскую Железную Дорогу, поездку по которой мы запланировали на конец путешествия.



Тут нас ждал первый «сюрприз». Маршрут тура был таков: на автобусе от Иркутска до Листвянки, затем на паромчике переправа на другой берег Ангары в Порт-Байкал, откуда уже отправляется сам поезд по кругобайкалке до Слудянки, и дальше обратно в Иркутск. Мы планировали прибыть в Порт-Байкал на Комете с острова Ольхон. Поэтому спросили, нельзя ли купить билеты просто на поезд, без парома и автобуса. Милая дама поинтересовалась, как мы туда хотим попасть, мы поведали о своих планах, она нас очень внимательно выслушала, после чего спросила:
— А как вы собираетесь переплыть из Усть-Баргузина на Ольхон?
— ???
— На пароме...
— На каком таком пароме?
— ... ???
— Там нет водного сообщения! Я вот уже 10 лет тут работаю, и никаких паромов там нет! Вот посмотрите (она показала карту, на которой были отмечены водные пути), между Усть-Баргузином и Хужиром (о. Ольхон) нет официального сообщения! (и действительно, на карте такого маршрута не значилось)

Мы несколько опешили... Такой поворот событий ставил под сомнение весь наш маршрут! Но ведь в немецком путеводителе было написано, что раз в неделю там ходит катер?! И в интернете Томас читал про это. Озадаченные, мы пошли искать интернет кафе.
К счастью нам удалось дозвониться до работника национального парка в Усть-Баргузине, у которого мы собирались ночевать (спасибо путеводитель!), и он нас успокоил, сказав, что катер, в принципе, ходит, именно по тем дням, когда мы и думали. Другое дело, что он иногда ломается и может сильно задержаться, так, на пол дня например.
Эта новость нас несколько обнадежила, мы вернулись в тур-бюро, купили билеты на Кругобайкалку. При этом женщина довольно критично на нас смотрела, на что мы ответили: «Не волнуйтесь, мы доберемся!»

Все дела в Иркутске были сделаны, зашли в продуктовый магазин, подкрепились бутербродами с голландским (немцы смеялись) сыром на берегу Ангары и тронулись в путь!


13.07.
1 этап
Иркутск — Моты

Дистанция: 43,77 км
Время езды: 2:15 ч
Средняя скорость: 19,47 км/ч
Максимальная скорость: 73,02 км/ч
Максимальный подъем: 13º

Изначально планировалось за один этап добраться от Иркутска до берега Байкала, до Слудянки. Но, поскольку пол дня мы проездили по городу, решали вопрос с КБЖД, искали интернет-кафе, на трассу мы выехали лишь в четвертом часу. Чем дальше от города, тем меньше машин, меньше пыли и чище воздух. И вот уже километров через 20 начались горы — первый затяжной подъем. Колонна сразу растянулась, Томас первый, я в середине, Гельмут сзади. С непривычки, да еще и с багажем такие подъемы было не так уж и просто преодолевать. Дорога все тянется и идет серпантином наверх. Пришлось один раз даже спешиться. После каждого подъема на верху ждали друг друга. Но как бы ни были тяжелы подъемы — с другой стороны горы всегда будет спуск. И такие спуски, безусловно, радовали.
Близился конец дня, все уже утомились. Когда после очередного спуска на обочине показалось придорожное кафе, было единогласно решено остановиться на ужин! Борщ, плов, чай с шоколадкой. Что еще надо для счастья? Ночевать пошли в ближайшую деревню, Моты. Заехали в лес на окраине поселка, поставили палатки, отбиваясь от злобных комаров, и легли спать. Это был наш первый день на Байкале. Хоть мы его и не видели еще. Впереди сотни километров.





14.07.
2 этап
Моты — Слудянка

Дистанция: 76,46 км
Время езды: 4:18 ч
Средняя скорость: 17,74 км/ч
Максимальная скорость: 67,36 км/ч
Общий подъем: 1245 м
Максимальный подъем: 14º

В этот день мы планировали выехать на берег самого Байкала. Собрав палатки и умывшись в холодном ручье, мы вновь зашли в наше уже знакомое кафе «Попутчик», чтобы позавтракать (интересно, сколько по всей России существует таких забегаловок с названием «Попутчик»?).



Усталость первого дня еще не совсем прошла, но ехать было легче. Организм постепенно привыкал. Довольно скоро нас вновь встретили два затяжных подъема, причем один был весьма крутой. Как раз в этом месте рабочие красили бетонный отбойник на повороте в черно-белый цвет, и интересовались, не нужно ли нам чего покрасить. Но нет, спасибо! Разогнавшись на спуске после очередного подъема, я вдруг увидел Томаса, стоящего на обочине. Нехотя оттормозился — ведь такая хорошая скорость была. Томас приметил у края дороги бабушку, которая продавала клубнику, и предложил сделать привал. Мы только за! Подкрепившись ягодами (кстати, мы потом каждый день обязательно останавливались поесть клубничи), мы отправились дальше. Я довольно быстро осознал, что совершил большую ошибку, взяв лишь одну флягу для воды: поэтому при первой же возможности приходилось останавливаться у магазина и пополнять запасы. Так что, господа велосипедисты, не ленитесь, берите две!
Под конец маршрута оставалось самое «сладкое», можно сказать, десерт: длинный 6 километровый спуск, который заканчивался серпантином прямо на берегу Байкала. Вот оно, священное море Бурятов! На смотровой площадке у серпантина первым делом была произведена фотосессия с Байкалом на заднем плане, чуть ниже на рынке мы купили нашего первого омуля горячего копчения, запаслись продуктами на ужин, и отправились вниз через Култук в Слудянку. На ночлег остановились в частном Музее Минералов, который, кроме того, что является музеем, еще принимает и туристов. Теплый дом, горячая и холодная вода из под крана, круглый хлеб с зеленью и копченый омуль — прекрасное завершение дня!







15.07.
3 этап
Слудянка — Аршан

Дистанция: 134,15 км
Время езды: 6:26 ч
Средняя скорость: 20,87 км/ч
Максимальная скорость: 59,59 км/ч
Общий подъем: 923 м
Максимальный подъем: 10º

Это был уже первый «серьезный» этап. Нам предстояло проехать больше 130 км. Дорога наша лежала по Тункинской долине на запад от Байкала в г. Аршан — местный Давос — горный курорт у подножья Саянского хребта.

Буквально через пол часа после старта у нас случилась первая (к счастью, и единственная) поломка. Треснул стальной уголок, который крепил мой багажник к верхним перьям. Я ждал от этой пластинки подвоха, поэтому взял две запасные! Пятнадцать минут — и все готово! С двойным усилением. Только вот как на зло в том месте, где мы остановились, пролился небольшой пятиминутный горный дождик. Сломайся багажник на минуту позже — дождь бы прошел стороной! Но туча как стремительно пришла, так и мгновенно улетела.Посередине пути мы подкрепились в придорожном кафе прямо перед въездом на территорию республики Бурятия. Большая часть трассы проходила про равнине. Но на удивление езда по плоскости оказалась для нас не менее сложной, чем по горам. В горах ты то поднимаешься, то несешься вниз. А на плоскости ты вынужден просто ехать в одном темпе. Пол часа, час, полтора... Ужасное однообразие. Можно аж уснуть в седле. Единственное, порой удавалось поддерживать неплохую скорость в 35 км/ч. Но все равно такая езда утомляет не меньше подъемов. Где-то за 30 км до конца наши батарейки начали садиться. По крайней мере у меня и у Гельмута. Томас-то всегда был готов ехать и дальше. В запасе еще было по шоколадке. Вода кончилась. День клонился к закату. Мы все надеялись, что нам встретится какой-нибудь придорожный магазин или кафе, но увы, единственный попавшийся на пути нам магазин был уже закрыт. Было решено приговорить шоколадки без воды, так как немножко энергии нам бы не помешало!
На последнем издыхании въехали в Аршан. Всюду стоят местные жители с табличками «Жилье» и «Баня». Турбаза «Приют альпиниста», которая была указана в немецком путеводителе и на которую мы расчитывали, оказывается, сгорела год назад. Уже под сумерки мы нашли домик для туристов практически у самого подножья гор, с «дачным» душем и коммунальной кухней. Кстати, ночью главная улица Аршана живет бурной жизнью — ощущается статус курортного городка! Ноги гудели. Завтра день отдыха.







16.07.
Аршан


Вот и наступил долгожданный день отдыха! В программе значилась пешая прогулка к горному водопаду — местной достопримечательности, и возможный подъем дальше в горы.
Дом наш располагался в непосредственной близости от бурного ручья, который и брал свои истоки у этого водопада. Сразу за мостом через ручей раскинулся рынок с монгольскими сувенирами. Чувствовалась близость Монголии — всего-то 100 км до границы. В парке у подножья горы стоят павильоны с целебными минеральными источниками, на деревьях висят ленточки — бурятская традиция. Тропа к самому водопаду идет вдоль крутого обрыва. Тропа вся в корнях и с подъемами, но наш народ умудряется ходить там и в шлепанцах, и на каблуках, что очень сильно впечатлило немецких друзей. Водопад хоть и небольшой, но довольно живописный. Через ручей перекинут деревянный мостик, построенный студентами одного из близлежащих институтов. Кроме бурятских ленточек на каменных глыбах видны и традиционные русские узоры типа «Здесь был Саша».

Посмотрев на водопад, мы присели в рядом стоящую деревянную беседку отпить монгольского травяного чая с пирожком. Тут мы познакомились с мужчиной, он родился и вырос в этих местах, но с 90х годов живет в Германии. Сейчас приехал с внуком на каникулы показать ему свои родные края. Вообще стоит сказать, что нам каждый день встречались интересные люди. Быть может Байкал притягивает их со всего света? В горы мы уже подниматься не стали. Не было ни сил, и времени. Вечер был отдан отдыху и написанию открыток.

.



17.07.
4 этап
Аршан — Жемчуг

Дистанция: 52,19 км
Время езды: 2:38 ч
Средняя скорость: 19,8 км/ч
Максимальная скорость: 45,14 км/ч


Один из самых коротких и самых простых этапов. Мы направлялись в местечко Жемчуг, известное своими термальными целебными источниками. Практически вся дорога шла по равнине. По пути было решено заехать в село Тунка — местный районный центр. Тунка оказался очень колоритным поселком — пестрые деревянные домики, грунтовые дороги и стадо коров посреди. Если немцев больше интересовала старинная церковь, то я обратил внимание на машины автошколы, которые разъезжали по селу. Уж больно непривычно было их видеть в такой обстановке. Но больше всего я удивился, когда увидел автошколу на праворульной Тойоте с коробкой-автоматом! Хотя, в Иркутской области и Бурятии, наверное, половина машин с правым рулем, так что это весьма оправдано! У отворота на Жемчуг нам встретилось очередное, правда, на этот раз уже довольно многочисленное стадо коров, мирно стоявших и лежавших прямо на трассе. Причем на сигналы гудящих машин они не обращали ровно никакого внимания. Водителям приходилось буквально подталкивать их машинами. Но тут произошло довольно интересное событие... Со стороны Монголии ехала колонна из 3 автобусов, перевозивших детей, в сопровождении машины ДПС. Как только колонна приблизилась к стаду, патрульная машина включила сирену, с которой обычно чиновники по улицам мчатся. И о, чудо, коровы словно по команде вскочили и освободили проезжую часть! Умные все-таки они создания — знают, кто на дороге главный!





Остановились мы в платном кемпинге. Среди «семейных» машин с мангалами, креслами, детьми и собаками наша компания с палатками и тремя велосипедистами явно выделялась. Соседи оказались очень приятные, как и смотритель кемпинга, Константин, который был готов всем чем только можно помочь и подсказать.
Комплекс состоит из нескольких целебных термальных источников. Мы посетили два — серо-водородный душ и под вечер бассейн с температурой воды 55 градусов, после чего закутались в теплые вещи и пошли спать. По словам сторожил, место очень сильно изменилось за последнее время. Лет пять назад тут били из земли источники и стоял лишь один небольшой деревянный бассейн, размером чуть больше ванны. Сейчас же вокруг источников вырос целый поселок — дома для туристов, магазины, база отдыха, да и сами источники «окультурили» и сделали посещение платным.



18.07.
5 этап
Жемчуг — Слудянка

Дистанция: 118,0 км
Время езды: 5:00 ч
Средняя скорость: 23,53 км/ч
Максимальная скорость: 55,22 км/ч

Мы возвращаемся обратно к берегу Байкала. С самого утра не переставая моросил дождь. Поэтому после завтрака мы забрались обратно в теплые спальники подремать часок. Время шло, дождь все моросил, а путь нам предстоял неблизкий. Поэтому около полудня мы все же стали собирать вещи. И тут словно по команде дождь прекратился! Солнце, правда, не выглянуло, но дождя больше не было и трасса была практически сухой. Ехать по уже известной дороге весьма приятно. Особенно, если знаешь, что тяжелых участков там не будет. Отобедали мы в том же кафе на границе Бурятии и Иркутской области. Несмотря на всю пологость трассы обратный путь давался тяжелее. Возможно, тому виной влажный воздух.





Все таки, совсем сухими до дома мы не доехали. Где-то километров за 40 до цели начался сильнейший ливень! Укрыться негде, кругом лес. К счастью, буквально через пол километра у дороги расположилась пилорама с большим ангаром, где мы и спрятались от дождя. Минут пятнадцать пережидали ливень, одели сухую одежду и утеплились. К счастью я заранее закрыл свои велосумки чехлом от дождя, в противном случае я бы даже не успел слезть с велосипеда, чтобы их укрыть. К слову, ангар оказался весьма антуражным: там стоял на половину разобранный УАЗ в версии «кабрио» (со снятой крышей), и старый оранжевый мотоцикл ИЖ.

Когда мы прибыли в Слудянку в Музей минералов, первым делом пошли отогреваться в баню и стирать вещи. Но банька оказалась не очень горячей, действительно, получилось лишь погреться, но даже не попотеть.
Мокрые ноги и дождь все-таки сделали свое темное дело — у меня появились первые признаки простуды: слабость, озноб, температура. Даже омуль был не в радость. На защиту организма были призваны аспирин, немецкие витаминки и обильное чаепитие.



Продолжение рассказа читайте во Второй Части

новости наши возможности проекты партнеры команда контакты